Zbo39.ru

Строительный журнал
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старинный кирпич с клеймом

Старинный кирпич с клеймом

Характеристики:

размер 250-265 х 120-130 мм.

Оплата возможна по безналичному расчету, картой и другими удобными для клиентов способами

  • Стоимость доставки по Санкт-Петербургу в пределах КАД – 1500 руб.
  • Доставка по Ленинградской области рассчитывается в зависимости от километража за чертой города.
  • Доставка товара осуществляется транспортом нашей компании.
  • Наш автопарк укомплектован автомобилями марки Газель.
  • Также возможна доставка в Москву и другие регионы России. Стоимость Вы можете уточнить при оформлении заказа по телефону (812) 235-11-19, 235-11-19, 8-901-372-10-46

Описание:

Облицовочный кирпич, представленный в серии декоративной панели с клеймом, представляет собой уникальный материал ручной формовки. Его отличают стилизованный дизайн с ярко выраженной визуальной спецификой. Состаренный внешний вид достигается имитацией ручной работы прошлых веков, где каждая грань, колористический оттенок оригинальны и неповторимы.

Редкий строительный материал с клеймом в сочетании с традиционным кирпичом серии Царский позволяет воплощать дух и традиции древнего зодчества в современном строительстве и отделке помещений, продлевать жизнь многим архитектурным шедеврам. Декоративные отделочные панели полностью имитирует старинный кирпич екатерининской эпохи с клеймом, выполнены в разной цветовой гамме и представлены в двух размерах.

Данный материал, помимо декоративности, обладает многими ценными свойствами:

  • Прочностью;
  • Долговечностью;
  • Устойчивостью к внешним воздействиям.

Он позволяет преобразить любой экстерьер в историческом стиле, наполнить пространство неповторимой эстетикой и духом старины. Компания Артирок предлагает купить панели декоративные с клеймом для фасадных и внутренних отделочных работ на выгодных условиях – доставка или самовывоз со склада, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, д.2, заказ по телефону (812) 235-11-19.

Кирпичи и клейма. Доклад Илатовского П. И. Часть 1.

Город Питкяранта в 19 — начале 20 вв. крупный промышленный центр. В общей сложности в городе и его окрестностях работало около 30-ти шахт, около 10-ти олово,меде,железоплавильных заводов, стекольный завод (10 млн. бутылок в год), целлюлозно-бумажный завод и др. Все они естественно с печами, на строительство и последующий ремонт которых закупался качественный кирпич. А такой кирпич, в те времена, клеймили. Это делалось для контроля качества в случае предъявления претензий потребителем.
Кирпич с клеймом — это кирпич, который был выпущен с клеймом завода изготовителя. В старину производили кирпич ручной формовки. Старинный кирпич имеет различные клейма. Они могут быть выполнены в виде символов или букв. Как правило — это сокращение инициалов хозяина завода. При строительстве казенных предприятий завод выигравший поставку мог ставить клеймо в виде двуглавого орла. Такой старинный кирпич в народе получил название — имперский кирпич. В Санкт — Петербурге встречается самое большое количество различных клейм. На кирпичах можно встретить клеймо в виде ключа, короны, орла, якоря, подковы, название рек, городов и различных фамилий. На выпускаемом заводе клеймо могло видоизменяться. Зачастую заводы переходили от одного собственника к другому. Поэтому один и тот же завод мог за свою историю выпускать разнообразные клейма. Известны случаи, когда правление кирпичного завода переходила от отца к сыну и клеймо видоизменялось с сохранением фамилии, но с изменением дизайна.
В нашем городе,в связи с богатым промышленным прошлым, клеймёные кирпичи встречаются буквально на каждом шагу.Краеведческий клуб «Оберег» ,в ходе краеведческих экспедиций, собрал коллекцию кирпичей с клеймами, найденных на территории города и его окрестностей. Эта работа — попытка создать каталог этой коллекции и определение заводов производителей и поставщиков кирпичей. Это необходимо для дальнейших исследований истории нашего края.Итак вот кирпичи имеющиеся в коллекции клуба на данный момент.

Кирпич с клеймом П.Бъляева. Кирпичи произведены на заводе коммерческого советника, купца первой гильдии Петра Абрамовича Беляева, а затем его наследников под фирмой «Товарищество П.Беляева наследники». Заводов было несколько и они располагались на правом берегу реки Невы в Шлиссельбургском уезде недалеко от деревни Малое Рыбацкое. Заводы П. Беляева впервые упоминаются в конце 1840-х годов.Эти кирпичи попадаются у нас повсеместно,конкретно данный экземпляр был найден на красной глинке.

Кирпич с клеймом Т.О.С.М. Завод принадлежал Товариществу Обработки Строительных Материалов в деревне Усть-Славянка Петербургского уезда, учрежденному архитекторами А.И.Резановым, В.А.Шретером и И.С.Китнером. Кирпичный завод Н.П.Кочетова существовал на этом месте с 1853г. и проработал до конца 1880-х. когда был вынужден закрыться из-за убыточности производства по сравнению с кустарным способом обжига. Кирпич изготавливался по передовой технологии на постоянно работающей обжиговой печи. В 1876 году в справочниках упоминается как «Невский кирпичный завод». Позже в этих местах появился завод Л.Ю.Укке .Этот кирпич был найден на красной глинке.

Кирпич клеймом УККЕ. Завод принадлежал фирме «Укке и Ко», основателем которой был дворянин (из обрусевших немцев) Людвиг Юльевич Укке. Фирма владела несколькими заводами:
1) В 1888г. был куплен и перестроен кирпичный завод, ранее выстроенный в 1860-х годах Николаем Кочетовым близ села Усть-Ижора, которым впоследствии в 1870-х владело «Товарищество Общество строительных материалов». Этот завод получил название «Славянский» .
2) В 1897 году году появляется вновь выстроенный второй завод в селе Усть-Тосна, который получил название «Тосненский»..
Заводы проработали до 1917 года. Этот кирпич был найден на красной глинке.

Кирпич с клеймом Громовъ и Ко. Кирпичи произведены на заводе фирмы «Громов и Ко», исходно принадлежавшей известному купцу-старообрядцу Василию Федуловичу Громову. Затем фирма перешла к его брату Илье Федуловичу, а с 1894г. — к действительному тайному советнику и Петербургскому городскому голове Владимиру Александровичу Ратькову-Рожнову (1834-1912). Им и был построен кирпичный завод в 1896 году, который располагался в деревне Малые Пороги Шлиссельбургского уезда. По некоторым данным на его кирпичном заводе к 1916 году трудилось до 400(!) человек.Оба эти кирпича были найдены в краеведческой экспедиции в Вялимяки. Точно такие же попадались мне на острове Нурмисаари (о. Дальний около заводского). Раньше там работала пилорама Громова, для переработки её отходов производства был построен целлюлозный завод. Клейма на этих кирпичах отличаются формой рамки и шрифтом. В каталогах представлены только эти два варианта клейма.

Кирпич с клеймом Г. С. Р.(Григорий Сергеевич Растеряев). Завод был основан в конце 1850-х годов в селе Щербинка (имение «Щербинское болото») Колтушской волости близ колонии Овцино на правом берегу Невы. В конце XIX века на заводе Растеряевых работало более 250 чел. и производилось 16млн. кирпича в год. Завод проработал до 1917 года.
Этот кирпич был найден на фундаменте плавильного завода Аласавота(около тропы здоровья).

Кирпич с клеймом А.С.З. Кирпич произведен на заводе Общества Александровского Сталелитейного завода. Данный казенный завод для своих нужд имел кирпичное производство с 1897 до середины 1910-х годов под управлением Александра Александровича Баранского. Завод получил название от местности – села Александровское, которое располагалось на Шлиссельбургском тракте из Санкт-Петербурга.
Эти кирпичи встречаются на верхней обогатительной фабрике Масууни(Юляристиойя) и плавильного завода(старая кирха,конец ул.Калинина).

Кирпич с клеймом ЕВМЕНТЬЕВЪ. Завод принадлежал Александру Фаддеевичу Евментьеву и был расположен в Петербургском уезде около Ново- Саратовской колонии на правом берегу реки Невы в Уткиной Заводи. Выстроен в 1897 году и просуществовал до 1917 года. На кирпичном заводе трудилось до 200 рабочих
Найден подпирающим дверь на старой базе торга.

Кирпич с клеймом Д.М.С. Кирпичный завод, расположенный близ с.Усть-Славянка Петербургского уезда принадлежал временному купцу 2-й гильдии Дмитрию Михайловичу Соболеву и был основан в 1866 году. В 1894 году Завод был продан Д.И.Тырлову-Жданкову.
Очень часто встречается на красной глинке.


Кирпич с клеймом ТЫРЛОВЪ. Производство завода Дмитрия Ивановича Тырлова-Жданкова. Началу сети его кирпичных заводов положили завод в с.Корчмино Шлиссельбургского уезда, купленный в 1893г. у наследников Д.И.Соболева, и два завода в колонии Овцино Шлиссельбургского уезда. Впоследствии Д.И.Тырлов-Жданков открыл еще в Шлиссельбургском уезде в 1898 году завод у ст.Колпино, а в начале 1900-х — в с.Ивановское. Наконец, в 1910-х его шестой завод начал работать в Царскосельском уезде близ станции Купчино. Большинство заводов проработали до 1914-17гг. Встречаются дефекты неполных клейм.На втором фото дефект переполненного клейма.Видимо оно было двухсоставное и собрано неправильно.В результате дважды повторены буквы РЛ. Найдены на острове Нурмисаари.

Кирпичи c разнообразным исполнением клейма «МК» произведены на заводах семьи крестьян Кононовых. С 1824 года на берегах р.Ижоры рядом с селом Усть-Ижора располагалось производство акцизного крестьянина Алексея Феофановича Блинова. Затем Михаил Федорович Кононов (1797-1872) построил здесь 2 завода. Последний раз завод М.М.Кононова упоминается в справочниках за 1903г.
Найден на острове Нурмисаари.

Кирпичи с клеймом Бр.Б. Данные кирпичи были произведены на заводах семьи промышленников Байковых, которые в 1848 году купили у графа Нессельроде земли в окрестности деревень Большое, Малое и Нижнее Куземкино на берегу р.Луги Ямбургского уезда.
На смену этим заводам в начале 1880-х на мызе Приречье напротив Б.Куземкино по р.Луге приходит завод «наследников Власа Байкова» Платона и Ивана Власьевичей Байковых (клейма «Бр.Б» ).На втором фото клеймо с дефектом второго пропечатывания.
Найдены на фундаменте в районе ж.д. моста.

Читать еще:  Толщина стен из кирпича при строительстве дома

Кирпичи с клеймами ВМ 1901 (Валаамский Монастырь) и цифрой 5. До 1917 года на Валааме действовало около 30 производств, в том числе 2 небольших кирпичных завода. Первый из них начал работу в 1785 году.
Эти два кирпича были найдены около церкви Александра Невского (Германовский скит Валаамского монастыря)ещё до начала реставрации.Церковь была построена в 1903 г.

Кирпич с клеймом «PIETILA» относится к продукции, производившейся в имении «Петиля» (названо по имени владельца). Судя по имеющимся данным, завод «Pietilä Tegelbruk» функционировал с середины 1880-х по 1904-й год. На втором фото надпись подкрашена для лучшего прочтения клейма. Этот кирпич был найден случайно, в единственном экземпляре. Больше ничего подобного не попадалось.

Кирпичи с клеймами ЖДАНИ НОВ.ГУБ., КВ и К , VULCAN. Кирпичи произведены на заводах «К. Вахтера и Ко.» в селе Волгино на землях усадьбы Ждани Новгородской губернии. В 1880 году купец первой гильдии К.Г.Вахтер основал несколько керамических заводов. Преобразовавшись в акционерное общество в начале 1900-х, завод проработал до 1919 года, после чего был национализирован. Использовались клейма:

1) «VULCAN» — применяется при нефтяном отоплении для Сименс-Мартеновских печей;
2) «КВиКо» — рекомендован для варочных и стеклоплавильных печей.

Кирпич с клеймом PHOE NIX.Несмотря на иностранную надпись это третий тип кирпичей выпускавшихся Боровическим заводом.
3) PHOENIX — выпускался для котельных и других топок, выдерживающий температуру 1400 градусов С.
Кирпичи производства этого завода попадаются довольно часто, видимо из за более низкой стоимости по сравнению с шамотными кирпичами иностранного производства. Хотя по качеству, а соответственно и сохранности, значительно им уступают. Это пока единственный «отечественный производитель» шамотного кирпича чья продукция попадается у нас.

Находка кирпич. Знаете сколько стоят старые кирпичи?

Мой товарищ торговал старыми кирпичами. Кстати, и старым деревом тоже. Не знаю сколько он этим делом конкретно заработал, но перебрался он жить в столицу. Вы спросите, откуда товар? Разбираются старые здания, усадьбы, исторические памятники, и даже завозиться из старой Европы.

Идет значит прилично одетый мужик ночью по безлюдной подворотне. Тут ему навстречу из темноты выходит босяцкого вида жиган с кирпичом в руке и говорит:

— Мужик, купи кирпич!
— Нет, спасибо, мне не надо.
— Мужик, ну возьми кирпич, ведь недорого прошу!
— Да не нужен мне ваш кирпич и даром!
— Ну тогда снимай шапку, часы и деньги на бочку!
— А в какую цену ваш кирпич?
— Уже не продается…

Оказывается есть такие кирпичи, за которые люди готовы платить деньги без подобных ночных диалогов! Это старинные кирпичи с клеймами (или как их еще называют — Екатерининские кирпичи). Почему Екатерининские? Да потому, что из них сложены старинные дома, называемые нынче Екатерининками, хоть и построены они были не только во времена Екатерины II. Да и вообще, бытует мнение согласно новой хронологии, что дома эти вообще были построены до потопа, который действительно был. И здания выстояли, потому как были построены из качественного кирпича и стены были толстенными.

Артефакт Кирпич. Материал керамика. Продан кирпич (один) 30.10.2017 на аукционе Виолити. В торгах участвовали 35 ставок. Окончательная цена $7. Кстати, это было недорого.

И вот теперь эти кирпичи коллекционируют, создают целые музеи кирпича, выставки, и все это благодаря интересным клеймам на них. Для чего когда-то клеймили кирпичи? Клейма на кирпичах — это своеобразные знаки качества, по которым можно было бы определить изготовителя в случае если вдруг из-за плохого качества кирпича развалится какой-нибудь дом.

Артефакт Кирпич М В R 1816. Материал керамика. Продан кирпич (один) 04.03.2018 на аукционе Виолити. В торгах участвовали 3 ставки. Окончательная цена $8.

Вся загвоздка в том, что с кирпичом действительно можно налажать! По способу изготовления кирпич бывает двух видов: обожженный (обычный красный) и необожженный (кирпич-сырец). Последний, если приготовлен из хорошей глины и правильно высушен, во многом не уступает обожженному. Его вполне можно использовать для строительства малых архитектурных форм, например, гараже, сарая, бани.

Очень велико разнообразие клейм по той причине, что кирпичи могли делать практически в каждом себе, где неподалеку есть балочка с выходом на поверхность красной глины. Механическая прочность кирпича зависит, прежде всего, от ее состава и чистоты. Так что достаточно потом сделать простую форму и соблюсти немудреную технологию. И каждое такое клеймо несет информацию о своем производителе. Это и ценно. Расшифровать клеймо, найти изготовителя, узнать о нем больше, то есть познать лучше родной край.

Достаточно интересны и ценны бывают кирпичи с иными отпечатками — со следами людей и животных (кошек, собак, домашней птицы, отпечатками людских рук и ног и так далее). И что самое интересное, так это то, что кирпич с редким клеймом можно выковырять и посреди чистого поля! Дорогу на коп отбить…

Что любопытно, старые кирпичи и сегодня еще приносят пользу. Предприимчивые люди распиливают кирпич на тонкую плитку (типа кафель) и обклеивают им стены, создавая антураж старинной кирпичной кладки. Эпично! А некоторые предприимчивые люди организовали производство кирпичей по старым технологиям и лепят на них клеймы разные, свои либо копии уже существующих старинных клейм.

МД производитель №1 в мире. Металлоискатели для любого типа поиска — золотые самородки, исторические артефакты, коп по ВОВ, пляжный и подводный поиск. Смотреть список металлоискателей с ценами.

↓↓↓ А теперь переместимся в комментарии и узнаем мнение экспертов. Крутите страницу вниз ↓↓↓, там отзывы копателей, МД специалистов, дополнительная информация и уточнения от авторов блога ↓↓↓

Коллекция старинных кирпичей Леонида Гладкого

Наши читатели уже знакомы с Леонидом Гладким и Сергеем Овадчуком — коренными киевлянами, увлечёнными коллекционированием и изучением старинных кирпичей. Мы встретились с ними вновь, чтобы узнать, как обстоят дела с организацией выставки и созданием специального музея, посвящённого производству отечественного кирпича.

— Леонид Владимирович, что удалось сделать для будущего музея, поддержали ли ваше начинание другие коллекционеры?

Л. Гладкий. Мой призыв «Латерофилисты всей страны, объединяйтесь!» был услышан, и это уже хорошо. Конечно, открытие любого музея — дело не одного дня, особенно в данном случае, когда речь идёт о материале, требующем специального экспозиционного оборудования и специальной подачи. Для начала, как мне кажется, нужно опробовать всё это на выставке, а пока я экспериментирую в собственном доме. Думаю над тем, как разместить кирпичи, чтобы экспозиция не выглядела скучной, как использовать ниши, какой должна быть сопроводительная информация, подсветка… Кстати, ниши подсказали мне идею выставочных шкафов, которые можно было бы переносить из одного помещения в другое. С таким мобильным оборудованием мы бы могли выезжать на строительные съезды, конференции, специализированные выставки. Уверен, что это было бы интересно всем.

Сергей Овадчук и Леонид Гладкий со своей любимой собакой Габриэлой

— То есть вы планируете передвижную деятельность?

Л. Гладкий. На данном этапе да. Потому что арендовать или выкупить помещение нам не по силам.

— А как вы относитесь к идее создания музея, в котором частные коллекционеры смогут выставлять свои собрания?

Л. Гладкий. Конечно же, положительно! Причём я за то, чтобы там были не только сменные, но и постоянные экспозиции. Глупо десятилетиями хранить свои сокровища в кладовках и чемоданах и в конце концов забыть, что у тебя там есть. Настоящие коллекционеры хотят, чтобы их собрания экспонировались, чтобы люди получали от этого удовольствие, расширяли свой кругозор и могли использовать информацию, которую они сами собирали годами.

Кирпич с гербом «Корчак» завода графа В. А. Браницкого
в местечке Ставище Киевской губ.

— Имея в распоряжении достаточные площади, можно вводить экспонаты в исторический контекст: демонстрировать кирпичи на фоне больших фотографий соответствующих зданий, дополнять материалами о владельцах заводов…

Л. Гладкий. И всё это нужно делать красиво, ведь «как конфетку завернёшь, так она и будет воспринята». Оформление обязательно должно соответствовать стилю времени, в которое производился кирпич. Поэтому будут уместны и фотографии, и фрагменты старой ковки, и таблички, и фонари…

Кирпич завода Браницких в первые годы советской власти.
Местечко Ставище Киевской губ. (?)

— По сути, вы сейчас разрабатываете специ­фическое оборудование для экспонирования кирпичей. А сама коллекция пополнилась за прошедшие месяцы?

Л. Гладкий. Она пополняется постоянно. Сегодня, к примеру, я получу несколько кирпичей, происходящих из Черниговской губернии. Из-под Белой Церкви мне передали образцы кирпичей заводов Браницких — с 1897 года до прихода советской власти. Все эти кирпичи с их гербом и только один — со звёздочкой. Такая подборка — действительно большая удача и большая редкость. А ещё вместе с Сергеем Петровичем мы собрали около 100 огнеупорных кирпичей, которыми особенно заинтересовались в последнее время. Совсем недавно получили 14 «огнеупоров» из Острога — их нам подарили София и Богдан Якушко.

Читать еще:  Чем отличается кирпич от камня

Кирпич с клеймом «И. В. Кнотте». Завод Ивана Вильгельмовича Кнотте находился в с. Халепье Киевской губ.

— Для чего предназначались такие кирпичи?

Л. Гладкий. Для печек и каминов, которые топили каменным углём. Потому что обычный кирпич рассчитан на древесину, дающую меньшую температуру. Огнеупорный кирпич выпускался в небольших количествах и отличался маленькими размерами. В Киеве его производили на Нижнеюрковской, где стоял керамический завод баронессы Фиркс. На самом кирпиче иногда указывали температуру, которую он выдерживает, например 1780°. Есть интересный экземпляр с надписью «коллект 1660». Цифры здесь означают не год, а градусы.

Огнеупорный кирпич. Выпускался в с. Бейзимовка
(ныне Бердичевский р-н Житомирской обл.)

— А за счёт чего достигалась эта огнеупорность?

Л. Гладкий. За счёт добавления с массу кварцевого песка. В зависимости от его количества устанавливался свой температурный предел. Если вы, скажем, накалите печь до 2500°, то кирпич, рассчитанный на 1780°, может начать плавиться.
К «огнеупорам» относятся и так называемые «лондоны». У нас их 27 штук.

Огнеупорный кирпич — один из видов «Лондона»,
найденный в с. Пятигорье (ныне Ровенская обл.)

— Они в самом деле из Лондона?

Л. Гладкий. Не совсем. Есть версия, что когда-то моряки действительно привозили в Одессу английские кирпичи, которые потом шли на продажу. Спустя время производство «лондонских кирпичей» наладили местные умельцы. Примечательно, что и слово «Лондон» написано на них по‑разному. По другой версии такие кирпичи с самого начала выпускались на территории Украины заводчиком по фамилии Лондон.

Кирпич с завода вел. кн. Дмитрия Константиновича Романова.
Поступил с Дибровского конного завода, построенного в 1888 г.

— Хорошо, но «оригиналы» выпускались всё‑таки в Англии. Кто и когда закупал их?

Л. Гладкий. Лондонский огнеупорный кирпич был особенно востребован в XVIII в., когда строился Санкт-Петербург. Несмотря на то, что в окрестностях города по указу Петра I открыли массу кирпичных заводов и был введён запрет на каменное строительство по всей России кроме Петербурга, удовлетворить спрос на качественный кирпич было очень сложно. Потому определённую его часть закупали на первых порах в Анг­лии. Непосредственно в Лондоне работало несколько фирм, специализировавшихся на «огнеупорах».

Кирпич из имения Станислава Яловицкого в с. Ожены
(ныне Бердичевский р-н Житомирской обл.)

— По сути, «лондоны» — контрафактный продукт?

Л. Гладкий. Совершенно верно. Как и кирпичи с надписью «Париж», которые делали на Волыни. Добавлю, что «лондоны» использовались по всей Российской империи, но, поскольку применялись только в печах, находят их не так уж часто… Было множество мелких заводиков, которые узнавали рецептуру и начинали выпускать свой огнеупорный кирпич, причём не всегда хорошего качества.
А вот этот кирпичик с латинской надписью «Нио» мы не смогли атрибутировать.

— Может он и вправду импортный?

Л. Гладкий. Нет-нет. Ничего привозного здесь нет, это всё наше.

— Вы как‑то сказали, что коллекционирование киевских кирпичей стало выражением вашей любви к городу.

Л. Гладкий. Да, к самому городу, его зданиям и собственно кирпичу, потому что киевский кирпич — это чудо. Я шучу, что его надо класть под голову: во‑первых, отгоняет плохие мысли, а во‑вторых, забирает плохую энергию.

С. Овадчук. Леонид Владимиро­вич — киевлянин в пятом поколении. Он знает город, как свои пять пальцев. Для него все старые дома — говорящие, а каждый кирпич — тема для обстоятельного рассказа.

Огнеупорный кирпич — один из видов «Парижа»,
найденный в г. Корец (ныне Ровенская обл.)

— Но как донести эту информацию до широкой публики, для которой все кирпичи одина­ковые?

С. Овадчук. На каждом экспонате и на самой полке будут стоять таблички с максимально полной информацией. Подавляющему большинству кирпичей будет сделан паспорт с указанием технических характеристик, времени, места производства и т. д.

Кирпич со «счастливым» четырёхлистником. Выпускался
переселенцами из Чехии в с. Краев (ныне Ровенская обл.)

Л. Гладкий. Не думаю, что мы будем указывать точный адрес дома, из которого происходит каждый кирпич, но перечислить известные объекты, построенные из такого же материала, вероятно, стоит. У меня есть альбомы с фотографиями всех найденных нами кирпичей и тех мест, откуда они были взяты. Чаще всего это какие‑то руины, холмы, заброшенные дома, которых сегодня, возможно, и нет…

С. Овадчук. В 1999 и 2004 гг. были выпущены две книги многотомного энциклопедического издания «Звід пам’яток історії та культури України», а в 2011 г. появилась и его третья часть — пока только в электронной версии. В этих книгах собраны фотографии старых киевских домов и улиц, в особенности Подола. Теперь на месте многих кирпичных зданий пустыри либо автостоянки…

Огнеупорный кирпич, найденный в Белой Церкви

Л. Гладкий. Сейчас мы с Сергеем Петровичем планируем попасть в архив, чтобы узнать, в какие годы были построены те или иные дома, и, уже исходя из этого, уточнить период работы некоторых предприятий.

С. Овадчук. Дело в том, что до революции на большинство кирпичных домов составлялись паспорта, в которых было указано всё: кто заказчик, кто подрядчик, кто завозил кирпич…

Кирпич, выпускавшийся в Николаеве на заводе имени
XVIII партсъезда (проходил в марте 1939 г.). Предприятие
проработало не более одного года — с 1940 по 1941 г.

— То есть в первую очередь вы видите свою задачу в формировании коллекции и сборе научной информации. Ну, а с «художественной частью» вам могли бы помочь дизайнеры, которых наверняка пригласят в Музей частных коллекций, если такой, конечно, будет создан.

Л. Гладкий. Мы действительно могли бы сообща решать творческие вопросы. Ведь очень важно ввести экспонаты в соответствующий контекст, сделать так, чтобы они передавали дух эпохи, позволяли заново открывать для себя старый Киев как город, построенный из жёлтого кирпича.

Кирпичная история

Роман — переводчик и предприниматель. А еще он собирает кирпичи с клеймами. Каждый с вековой историей. Их хватило бы на постройку небольшого дома. Кирпичи хранятся в гараже и даже в квартире, но большая часть коллекции хранится в погребе на даче.

— Это как визитная карточка, документ эпохи, — говорит Роман, вытаскивая и рассматривая экспонаты. — Клейма ставили, чтобы отличить хорошего производителя от бракодела. Вот здесь есть буква Фита. Может, изготовитель был Феофаном, а может, Фотием или Фомой. После революции букву упразднили, и эти имена тоже стали редкими.

У него есть экземпляры кирпичей с Валаама и Соловков, даже из Эстляндии. Но собирает он в первую очередь кирпичи, связанные с историей Петербургской губернии. Первые нашел случайно на Крестовском острове 10 лет назад. Несколько штук лежали на обочине дороги: старые, массивные, с выдавленными клеймами. Кирпичи показались интересными, и Роман забрал их с собой. С тех пор выбирается на поиски кирпичей почти каждую неделю. Берет с собой молоток, зубило, корщетку, набор пакетов и рюкзак для переноски. Больше 3-4 единиц зараз не берет — и так солидный груз. Говорит, что для него в этом хобби сочетаются спорт, археология и краеведение.

Роман ныряет в темноту погреба и вытаскивает новые кирпичи. Они лежат слоями. Добраться до самых нижних непросто.

— Вот клеймо часто встречается: «Р.Р.» — Владимир Ратьков-Рожнов из Шлиссельбургского уезда. Богатей, золотодобытчик, содержал детские приюты и ночлежки. Могучий был человек — сенатор. Вот «Г.С.Ф.»: Граф Стенбок-Фермор. Старинный дворянский шведский род. Семье принадлежало побережье от Лахты до Лисьего Носа, заводы и доходные дома. А вот «Муфель»: Александр Муфель, ротмистр, владелец доходного дома. Сам он жил на Кирочной улице у Таврического сада.

К погребу подходит дочка-школьница Маша. Внимательно смотрит на происходящее, а затем выдает:

— Папа, а помнишь, тебе кирпич на голову упал?

— Ну да, было и такое. В старых дымоходах встречаются интересные экземпляры. Но если потянешь оттуда кирпич, можно обрушить весь дымоход. Лучше в такие места лазить в каске.

В Петербурге и области множество мест, где можно пополнить коллекцию. Старинные кирпичи лежат на улицах и во дворах, на свалках и строительных сносах, вываливаются из стен сгоревших домов, пылятся на чердаках. Однажды Роман умудрился найти коллекционные экземпляры в собственной квартире, бывшей коммуналке, когда перестраивал печку.

— Лучшие места для поиска — гаражи, когда их сносят, и садоводства, а также крупные промпредприятия, — делится он секретами. — На набережных много, лежат в воде или прямо на берегу. В Кронштадте много! Раньше кирпичи грузили на пустые суда в качестве балласта для устойчивости и чтобы судно не шло порожним. В Кронштадте перегружали, и часть кирпичей осталась там.

Очень много белых и желтых кирпичей с иностранными клеймами. Вот, например, по-французски написано Feu — «фо», то есть «огонь», «огнеупорный». Такие в дореволюционной России были редкостью. Их привозили из-за границы, пока перед Первой мировой войной в Боровичах не построили завод по производству кирпичей, способных выдерживать температуру до нескольких тысяч градусов.

Читать еще:  ФОРМЫ И РАЗМЕРЫ ШАМОТНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Роман считает, что в мире не так много мест, где клейменые кирпичи встречаются в таком изобилии. Должны были совпасть условия: быстрый рост города, промышленное развитие и при этом серьезная конкуренция. Клеймо — это торговая марка, знак качества, признак наступления новой общественной системы, капитализма.

— «Г.Л.»: Граф Левашов. А может, графиня, дочка его. У них большой завод был в Курортном районе Петербурга. Загляни в любой дымоход этого района и скорее всего найдешь такое клеймо. «Л.И.Вейс» — Левин Израилевич Вейс, у него был завод у села Покровское на реке Тосна. В 1910 году после погромов он сменил имя на менее заметное Леонтий Иванович. «E.i.Г.» — Евгений Иосифович Гонцкевич, архитектор, живописец и владелец лесопилки. А кирпич-то у него кривой, производственный брак. Такой можно было использовать на подсыпку дорог и набережных. Собственно, я его и нашел на подсыпке набережной в Шкиперском протоке.

Самые кирпичные места в России — это Петербург, Уральский регион, в меньшей степени Москва и Калининград. По объему кирпичного производства во второй половине XIX века с Российской империей могли сравниться лишь Англия, США и Индия. В последней кирпичи до сих пор делаются кустарно, вручную — раздолье для коллекционеров.

— До революции производство в Петербурге было интернациональным. Вот пожалуйста: Стуккей — женщина-англичанка; Жюль Камилович Мюллер — то ли француз, то ли немец; Лукконен — финн. А еще Гук, Мор, Хилль, Спарро, Борман, Укке и прочие. А в СССР уже был единый ГОСТ, и кирпичи отдельных заводов маркировать перестали. Правда, во время НЭПа еще ставили клейма: «Желдорсиликат» или «Северокустарь». Но качество было плохое. Эти кирпичи крошатся, расползаются под дождем, потому попадаются редко.

Есть в коллекции кирпич с маген-Давидом: строили синагогу. Есть с двуглавым орлом — госпредприятие. Есть более поздний с надписью «iм Сталiна», скорее всего с Донбасса или Днепропетровска. А вот Savikko — финский кирпич. Такие встречаются до самого Выборга. В коллекции у Романа пока отсутствует, но известно, что существует редкий кирпич с клеймом «ЛЕНИНЪ», так звали некоего шлиссельбургского производителя, однофамильца Ильича.

Если советские кирпичи весили 4 кило, то дореволюционные, как правило, 5-6 кило.

Чтобы собирать кирпичи, нужно быть физически крепким.

— Собрал 200 штук — уже тонна! Попробуй перебрать такую коллекцию! У меня сейчас 7 тысяч единиц, считая с дубликатами, это 40 тонн! По идее, нужно отдельное выставочное пространство. Но кто же даст под кирпичи?!

Кирпичи и плитка

Кирпичи и плитка

Н аверное, никому не нужно объяснять, что такое клеймо. Многие могли видеть рельефные клейма на изделиях кирпичного производства. Своего рода товарный знак, логотип. Подпись производителя, написанная не пером. Печать истории, дошедшая до наших дней.
Материалов по истории кирпичного дела и по теме клейм на дореволюционных кирпичах в общем в Интернете можно найти предостаточно, фотографий ещё больше. Но вот материалов по местному кирпичному производству и производителям — крайне мало. Зачастую бывает трудно что-то найти по завозным кирпичам. Кирпичных заводов во Владивостоке до революции действовало в разные годы несколько десятков, правда многие из них сложно назвать полноценными заводами — скорее частные мастерские. Соответственно и различных клейм на кирпичах найти можно большое разнообразие. Большей частью это либо аббревиатуры производства, инициалы или фамилия производителя, либо простые геометрические знаки и фигуры. Сложных рисунков мало. Зарубежные кирпичи привозились или частными лицами под заказ или, чаще, в качестве «балласта»: не имеющие на борту груза корабли, возвращаясь из зарубежных портов в родные края, чтобы не идти пустыми, заполняли трюмы кирпичами.

Есть во Владивостоке и музейные кирпичные коллекции и частные. Но сколько-нибудь обширных материалов исследований по этому делу пока не наблюдалось.

Представляем фотоколлекцию клейм и маркировок кирпичей, встречавшихся как в процессе поисковой деятельности, так и в обычных прогулках (к слову сказать представлен не только Владивосток, иногда попадаются образцы и из других населённых пунктов Приморского и даже Хабаровского края). Кроме коллекций участников команды, представлены также фотографии образцов клейм соратников по коллекционированию и из музейных коллекций. Там, где имеется какая-то информация — приводим сведения о производителе (и указываем места, где такие кирпичи встречались).

Наша фотоколлекция. Для удобства разделена на разделы:

► опознанные местных ведомственных производителей, ► опознанные местных частных производителей, ► зарубежные завозные кирпичи, ► неопознанные кирпичные клейма, ► советские кирпичи с маркировками.

Ещё один пункт будет посвящён сходной теме (пока эта страница в разработке) — клейма на дореволюционной керамической плитке, встречающейся во Владивостоке.

Старинный кирпич с клеймом

  • Каталог
  • Старинный кирпич
  • Кирпич с отборным клеймом
  • Плитка Лофт
  • Сувенирная продукция
  • Демонтаж зданий и сооружений
  • Демонтаж металлоконструкций
  • Демонтаж загородных домов
  • Вывоз строительного мусора
  • Реставрационные работы
  • Отделочные работы
  • Строительство загородных домов
  • Старинный кирпич
  • Кирпич с отборным клеймом
  • Плитка Лофт
  • Сувенирная продукция
  • Демонтаж зданий и сооружений
  • Демонтаж металлоконструкций
  • Демонтаж загородных домов
  • Вывоз строительного мусора
  • Реставрационные работы
  • Отделочные работы
  • Строительство загородных домов

Кирпичи с этим клеймом произведены на заводе, принадлежащему купцу Левину Израилевичу (позже Леонтию Ивановичу) Вейсу и находившемуся возле села Покровское на реке Тосно. Завод существовал с 1881 года и принадлежал сперва С.-Пб Обществу строительных материалов, а затем ротмистру А. А. Муфелю. Затем этот завод был выкуплен семьей А.Н. и А. Н. Богдановичей (ориентировочно в середине 1880-х), а позже их совладельцем стал г-н Вейс. В 1897 г. Богдановичи открыли свой отдельный завод неподалеку в с. Ивановское, а данное предприятие полностью перешло в руки Л. И. Вейса. Предположительно, что первоначально Вейс для поддержания реноме завода, который уже был известен качеством своей продукции, использовал клеймо «Л. И. Вейсъ бывш. Б-чъ» 2-х видов, а затем уже перешел на полностью индивидуальные клейма «Л. И. Вейсъ» и просто «Вейсъ». Завод проработал, по крайней мере, до 1914 г. Число рабочих на нем достигало 160-180 человек.

*Цены указаны при условии самовывоза со склада в Санкт-Петербурге.
Адрес: Россия, Ленинградская область, дорога на Мендсары, 16

Кирпич получен путём демонтажа старинных зданий и построек до 1917г.

Весь кирпич прошёл ручную сортировку,отбор по четкости и редкости клейма, первичную и вторичную детальную механическую очистку. Возможна помывка кирпича за отдельную плату, уточняйте у менеджера.

ГЛАВНАЯ — Натуральный старинный кирпич

Натуральный старинный кирпич

Ручная работа имперских мастеров XVII-XIX веков.

Кирпич старинный полнотелый:

Длина: от 240 до 285 мм.

Ширина: от 120 до 135 мм.

Высота: от 60 до 80 мм.

Возраст: более 110 лет

Кирпич старинный с клеймом:

Длина: от 240 до 285 мм.

Ширина: от 120 до 135 мм.

Высота: от 60 до 80 мм.

Возраст: более 110 лет

Плитка из старинного кирпича. Элемент «Ложок» класс «Люкс» (неочищенный):

Длина: 250-270 мм.

Толщина: 25-35 мм.

Возраст: более 110 лет

«Ложок» класса «Люкс» неочищенный — самый фактурный элемент передней части кирпича и самый востребованный, его края самые неровные, он может быть в извести, чаще всего клиент просит его не чистить, чистку производят уже на стене, что бы добиться максимального эффекта старины.

Плитка из старинного кирпича. Элемент «Ложок» класс «Люкс» (очищенный):

Длина: 250-270 мм.

Толщина: 25-35 мм.

Возраст: более 110 лет

«Ложок» класса «Люкс» очищенный — аналог. плитки «Ложок» неочищенный, но прошедший обработку для удаления остатков раствора и сторонних вкраплений.

Плитка из старинного кирпича. Элемент «Ложок» 1-го класса:

Длина: 250-270 мм.

Толщина: 25-35 мм.

Возраст: более 110 лет

«Ложок» 1 класса это распиленная пополам самая большая сторона кирпича (ее называют постелька), т.е эта сторона была в кладке, Она не настолько фактурна как класс «Люкс», и все 4 края ровные обрезные.

Плитка из старинного кирпича. Элемент «Ложок» 2-го класса:

Длина: 250-270 мм.

Толщина: 25-35 мм.

Возраст: более 110 лет

«Ложок» 2 класса — это серединка кирпича, в основном идет или под покрас, или для бюджетных решений дизайна.

Плитка из старинного кирпича. Элемент «Тычок» класс «Люкс»:

Длина: 120-130 мм.

Толщина: 25-35 мм.

Возраст: более 110 лет

Плитка из старинного кирпича. Элемент «Уголок» класс «Люкс»:

Длина: 250-270 мм.

Толщина: 25-35 мм.

Возраст: более 110 лет

Хотите посмотреть как выглядит старинный имперский кирпич в современных интерьерах ?

Где добывается старинный кирпич?

Наша организация уже более 10 лет занимается ручным разбором старинных зданий 17-19 веков постройки.

Именно старинных, мы тщательно изучаем архивные документы, только после этого (с согласия собственника) разбираем здание и добываем кирпич.

Мы же, производим из него плитку, которая очень популярна как при внутренних работах, так и для дизайна экстерьера.

В итоге наши клиенты всегда получают дизайн мечты.

Где используется старинный кирпич?

Хотите посмотреть как выглядит старинный имперский кирпич в современных интерьерах ?

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector